Как экономит Минздрав

17 октября 2013 г.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова объявила на этой неделе, что Минздрав намерен сэкономить более 100 млрд рублей за три года. Все мы слышали о замедлении темпов экономического роста и сокращении бюджетных расходов на здравоохранение. Поэтому сразу возникает вопрос: на чем именно собираются экономить?

На самом деле сокращение бюджетного субсидирования медучреждений планировалось давно. В настоящее время имеется так называемое бюджетно-страховое финансирование здравоохранения. Это значит, что часть денег больница или поликлиника получает из федерального и местного бюджета, часть – из фонда ОМС, в который производят отчисления все работающие граждане (за неработающих взносы делает государство). При этом процентное их соотношение существенно различается от региона к региону.

Стратегия развития системы здравоохранения направлена на перевод ее финансирования исключительно на страховые рельсы – так называемое одноканальное финансирование, то есть исключительно за счет средств ОМС. Это имеет как свои плюсы, так и минусы.

Плюсы и минусы страхового финансирования

Расходы на здравоохранение постоянно растут – в том числе за счет появления более совершенных, но в то же время дорогих методов диагностики и лечения, более эффективных и дорогих лекарств.

Вносит свой вклад и увеличение продолжительности жизни, старение населения, увеличение количества пенсионеров, льготных категорий. Но бесконечно наращивать объем финансирования невозможно, поэтому все большее внимание уделяется эффективности расходования имеющихся средств, более четкому пониманию необходимости расходов и планированию оказания медицинской помощи.

В этом смысле переход на одноканальное финансирование кажется оправданным. Именно система оплаты по факту «законченного случая» (то есть оказанных услуг в рамках заболевания) позволяет собирать максимально полную статистику и исходя из нее планировать расходы на здравоохранение, более эффективно расходовать имеющиеся средства, чем субсидирование медучреждений по смете.

Такое финансирование исходит из реальных потребностей населения. Например, нет смысла держать человека в стационаре до операции – всю необходимую подготовку (диагностические исследования и анализы) он может проходить амбулаторно.

Также нет смысла задерживать его в стационаре после операции на долгое время – слишком дорогое койко-место.

Об этом говорит и министр здравоохранения: «Мы планируем создавать койки долечивания, реабилитации, и будем создавать сети социальных гостиниц при дневных стационарах. У нас идет перераспределение объемов медицинской помощи, увеличивается объем дневных стационаров, происходит увеличение объема амбулаторно-поликлинической помощи».

С 2013 года на систему финансирования по ОМС перешла скорая помощь. С 2014 года начнется переход на страховое финансирование высокотехнологичной медицинской помощи. Считается, что эти перемены также приведут к более эффективному и экономичному расходованию денежных средств.

Немаловажно и то, что система ОМС позволяет контролировать деятельность врачей и медучреждений, накладывая на них штрафы за нарушения регламента оказания помощи (значительные или нет) и, соответственно, недоплачивая за проделанную работу. Но можно ли это считать экономией денежных средств – вопрос дискуссионный.

С другой стороны, в настоящее время система ОМС не покрывает всех и даже значительной части расходов медучреждений на оказание медицинской помощи, что и вызывает скептические комментарии. Скептики считают, что дисбаланс финансирования непременно приведет к ухудшению качества медицинской помощи. Кроме того, система ОМС накладывает очень строгую стандартизацию лечения на медучреждения, в то время как само врачевание – это искусство, которое требует индивидуального подхода к каждому больному.

Еще одна проблема, связанная с одноканальным финансированием, – значительные различия в качестве предоставляемой медицинской помощи от региона к региону. За несколько лет различия планируют устранить, но переходный период придется как-то пережить, и страдать будут в первую очередь пациенты.

К счастью, показатели эффективности системы здравоохранения не только экономические (сколько денег удалось сэкономить), но и медицинские, и социальные, причем именно они и являются приоритетными.

С учетом открытого диалога между обществом и Минздравом все мы сможем отследить, удается ли достигать улучшения показателей здоровья населения при планируемом снижении бюджетного финансирования. Остается надеяться, что экономия на здравоохранении не обернется экономией на здоровье.

Поделиться:
НОВОСТИ

Post new comment

  • Web page addresses and e-mail addresses turn into links automatically.
  • Allowed HTML tags: <h2><a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You may use [block:module=delta] tags to display the contents of block delta for module module.
  • You may quote other posts using [quote] tags.

More information about formatting options